Шаманизм

©
Автор фотографии — Алексей Бажуков

 Главная / Ненецкий округ / Культура и традиции / Шаманизм

Служителей культа ненцы называют словом "тадебя", от глагола "тадебтесь" — заговорить, произнести заклинание; "тадебтенггось" — колдовать, ворожить. Шаман является как бы посредником между людьми и духами. По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передавалось по наследству. Шаманом становятся только мужчины, так как здесь нужна физическая сила.

Однако для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь шаманов среди предков. Шаманом мог стать только тот, кого изберут духи — тадебце. При этом шаманами становились не по доброй воле, а под сильным "давлением" со стороны духов, и шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя.

Ненцы считали, что шаманом определено стать уже при рождении. У новорожденного избранника обычно якобы бывала на темени пленочка, которая, по представлению ненцев, являлась символом кожи бубна. Мать ребенка бережно снимала ее и вешала на дерево или на дне скрещивающиеся палочки, воткнутые и землю (или снег). Особым признаком шамана считалось так же родимое пятно, которое, по существующим представлениями, давалось шаману в детстве вместо бубна.

Автор фотографии — Алексей Бажуков

Когда такой отмеченный особым знаком ребенок подрастал, он будто бы начинал замечать вещи, недоступные глазам других людей. Затем, приближаясь к периоду половой зрелости, он, по словам ненцев, "немного сходил с ума", вел себя странно: то начинал петь, то спать целыми сутками, то ходил, никого не замечая. Считалось, что к нему являлись тадебце — духи–помощники предка шамана — и "принуждали" его к шаманской деятельности, мучали его.

Тогда сам страдающий или его родные обращались к шаману с просьбой помочь его излечению. "Помочь" мог, однако, только шаман определенной категории. Если в процессе камлания шаман узнавал, что мучающийся молодого человек должен стать шаманом той же категории, что и он сам, он говорил: "И могу его научить". Если же он видел, что духи, одолевающие молодого ненца, не принадлежат к его миру, что он будет шаманом другой категории, он говорил: "Я научить не могу, идите к такому–то".

Для того чтобы научить будущего шамана основным приемам, было достаточно обычно одной ночи, однако руководство новичком и дальнейшее его обучение продолжалось потом еще долгие годы. За это первичное обучение, которое, по–видимому, было по существу посвящением в шаманское звание, родители избранника уплачивали учителю–шаману одного оленя.

Впервые на "работу" новый шаман мог ехать к больному, по указанию учителя, через несколько дней после первой ночи посвящения. Он еще не имел бубна, а камлал с подвязкой от пимов, которой перевязывал больное место у пациента. Вместо бубна молодому шаману часто служил его обычный пояс, к которому слетались духи–помощники. В случае успешного "лечения" родные больного обычно платили шаману (новые рукавицы, немного мяса и т. п.). Если при лечении в жертву был принесен олень, то шаману отдавали половину туши.

Автор фотографии — Николай Гернет

Шаман, еще не имеющий бубна, назывался "мал тадебя". Через семь лет шаман–учитель указывал ученику, где следует срубить лиственницу для обечайки бубна. Если начинающий шаман умел, он делал бубен сам, если нет — просил другого ненца. Тогда же делалась и колотушка. Первый бубен служил шаману несколько лет. Шаман, обладающий бубном, но еще не имеющий подвесок, назывался симя или надимя — "появившийся".

Через несколько лет шаман–учитель, попробовав бубен, указывал, какие нужно сделать к нему подвески. И только через 10 лет после получения подвесок шаман считался выучившимся — "янумпой, инутана".

Как видно, срок приобретения шаманом опыта и атрибутов составлял примерно 20 лет.

Ненецкие шаманы делились на несколько категорий в зависимости от выполняемых функций. Шаманы категории "выду тана" лечили больных, а так же предсказывали будущее, глядя на лезвие ножа. Все "чудеса", которыми славились шаманы, могли проделывать только шаманы этой категории: они "стреляли" в себя, "протыкали" себя насквозь хореем, позволяли душить себя веревкой и т. п.

Шаманы категории "я няны" — шаманы, связанные с духами земли. Они "лечили" легкобольных, разыскивали пропавших оленей и т. д. Камлали они, в отличие от шаманов других категорий, только ночью, при костре. Я няны "помогали" при затяжных родах.

Шаманы категории самбана ведали похоронным обрядом и провожали "душу" покойного в загробный мир.

Внешним выражением звания шамана являлся шаманский костюм.

Шаманский бубен

Необходимой принадлежностью и как бы "орудием производства" шамана, достигшего необходимого уровня знаний, являлись бубен (пензер) и колотушка (пеуавць или ладорабць). С помощью звуков бубна шаман вызывал духов. Для ненцев характерными являлись бубны круглой или, реже, овальной формы. Обечайку делали обычно из лиственницы.

К помощи шамана прибегали почти во всех важных для ненцев случаях жизни, будь то болезнь, отправка на промысел или пропажа оленей. Шаман совершал тот особый ритуальный комплекс действий который называется камлание. Камлание, по представлению ненцев, является способом общения шаманов с духами.

Поделиться:

Календарь событий

Попав в Ненецкий автономный округ, вы окунетесь в затерянный мир, сохранивший свой уникальный колорит. Самыми привлекательными для туристов местами в НАО являются Тиманский кряж с его минералами и скалами выветривания, остров Вайгач — ненецкое святилище, и удивительной красоты ландшафты со скалистыми обрывами, каменными россыпями, обширными болотами, чистыми озерами и реками, красивейшими водопадами.

Экскурсионная программа "Ань дорова!"

Экскурсионная программа по территории центра арктического туризма.

с 01.01.2017 по 31.12.2017

экскурсии

Центр арктического туризма

Образовательная программа «В ГОСТЯХ У АВКИ»

Образовательная программа музея, которая является своеобразной школой выходного дня для детей 3–5 лет и их родителей.

с 30.09.2017 по 05.05.2018

детские

Квест "Сокровища сихиртя"

Туристско-этнографический квест "Сокровища сихиртя" - это не только захватывающее приключение на свежем воздухе, но еще и увлекательное знакомство с мифами и легендами ненецкого народа.

с 04.11.2017 по 30.12.2017

детские

Центр арктического туризма

"К нам в чум приехал ДЕД МОРОЗ!" детская развлекательная программа

Каждый ребенок мечтает увидеть настоящего деда мороза, а если дедушка подарок подарит, а если еще и в чуме!? Думаем, что от такого праздника все дети были бы в восторге!

с 23.12.2017 по 29.12.2017

детские, праздники

Центр арктического туризма